Медиация

Понятие «медиация» происходит от латинского слова mediare, которое означает «посредничество». Это форма внесудебного разрешения споров с помощью третьей нейтральной беспристрастной стороны – медиатора (то есть посредника).

Медиация считается наиболее быстрым и эффективным способом альтернативного разрешения споров. В процессе процедуры медиации обе стороны, задействованные в конфликте, получают возможность самостоятельно прийти к взаимовыгодному решению.  

А медиатор активно им в этом содействует, используя свои навыки, знания, приёмы и методики, работая с чувствами, эмоциями людей, терпеливо и настойчиво вычерпывая конфликт «по ложечке» и тем самым, помогая людям прояснить их истинные интересы, отбросить обиды, услышать друг друга и договориться. В отличие от адвоката, который всегда представляет интересы только одной стороны в споре, медиатор должен всегда оставаться нейтральным, он не вправе занимать ничью сторону в конфликте и присоединяться к чьей-либо позиции из «спорящих». В противном случае, нарушение этого основного принципа медиации может привести к её нерезультативности.  

Медиация – официальная процедура по урегулированию спора во внесудебном порядке. Правовой основой для применения данной процедуры является – Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» от 27.07.2010 N 193-ФЗ.

В отличие от судебного пути разрешения конфликтов, при котором решение по спору принимает судебный орган, в медиации решение по волнующей проблеме стороны принимают самостоятельно. Это приводит к взаимному удовлетворению людей достигнутым результатом. Чего нельзя сказать про окончание судебного спора, ведь решением суда всегда одна из сторон остаётся недовольна, а иногда и оба участника процесса. 

В медиации, как правило, выделяют следующие основные стадии:

— Вступительное слово медиатора, при котором он рассказывает об основных принципах, правилах медиации, правах сторон и том, как проходит сама процедура.

— Выступления сторон. На данной стадии каждая из сторон излагает свою суть (видение) проблемы, обозначает вопросы, которые необходимо проработать и попробовать прийти к решению.

— Работа над конфликтом, в процессе которой медиатор проясняет интересы сторон и активно работает с эмоциями. Основной целью данной процедуры является поиск точек соприкосновения «спорящих». На этом этапе также возможно проведение кокусов – индивидуальных встреч медиатора с каждой из сторон конфликта, для более глубокой проработки позиции и той информации, которую сторона по каким-то причинам не готова выносить за общий стол переговоров.

— Выработка общей повестки дня. Стороны с помощью медиатора формируют перечень вопросов (проблем) для обсуждения на общих переговорах.

— Поиск решений проблемы, с которой стороны пришли в медиацию.

Написать в WatsApp

В завершении процедуры стороны могут подписать медиативное соглашение, в котором буду отражены достигнутые договорённости и порядок их исполнения. Медиативное соглашение может быть нотариально удостоверено, в таком случае оно будет иметь силу исполнительного листа, и может быть отдано на  принудительное исполнение.

Как правило, медиация уместна в следующих конфликтных ситуациях:

  • коммерческие споры,
  • меж- и внутрикорпоративные конфликты,
  • споры в банковской и страховой сфере,
  • сопровождение проектов, реализация которых затрагивает множество сторон,
  • конфликты на работе между коллегами и/или начальством,
  • семейные споры,
  • споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью,
  • конфликты, связанные со сферой образования,
  • межкультурные конфликты

Условия, при которых возможно проведение медиации (критерии «медиабельности» спора):

  • добровольность обоих участников;
  • возможность для самостоятельного принятия сторонами решений по сути спора, отсутствие воздействия (влияния) третьих лиц;
  • равенство сторон (медиация, при участии субъекта, обладающего властными полномочиями, не будет эффективна);
  • наличие взаимного интереса в урегулировании спора;
  • точки соприкосновения сторон в конфликте. 

Для успешного разрешения конфликтной ситуации посредством медиации требуется грамотный и опытный посредник. Профессиональные специалисты адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и партнеры» готовы оказать содействие в урегулировании вашего конфликта.

    Заказать обратный звонок

    Заполняя форму я даю согласие на обработку персональных данных

    Практикующие адвокаты:

    Щеглова И.В.

    Часто задаваемые вопросы

    Медиация – альтернативная процедура по внесудебному урегулированию споров/конфликтов с помощью профессионального посредника (медиатора).

     

    Процедура медиации проходит в форме переговоров с участием медиатора, который ведёт процесс с помощью применения специальных методик и приёмов. Возможно как в формате очных (личных) встреч, так и онлайн по видеосвязи.

     

    В результате медиации, проводимой профессиональным посредником, стороны могут найти взаимовыгодное решение их проблемы, договориться без суда.

     

    Медиация может состоять из одной или нескольких встреч (сессий), каждая длится в среднем 1,5-2 часа.

     

    Стоимость одной медиативной встречи (сессии) составляет от 25 000 рублей.

     

    Наиболее популярные вопросы (конфликты), которые могут быть урегулированы в результате медиации:

    — семейные споры (между супругами, споры о детях, алиментах, разделе имуществе, конфликты между родителями и детьми);

    — трудовые споры (между работником и работодателем);

    — корпоративные конфликты (между собственниками, акционерами, партнёрами);

    —  наследственные споры (между наследниками);

    — о возмещении ущерба и другие.

     

    В результате медиации стороны могут договориться и урегулировать конфликт. При желании сторон, условия и порядок исполнения их договоренностей могут быть отражены в медиативном соглашении, которое удостоверяется нотариально и имеет силу исполнительного листа.

     

    Другие статьи по теме

    Если Вам необходима квалифицированная юридическая помощь по любому из видов юридических услуг вы можете обратиться напрямую в бюро:

    получить
    помощь

    Обратиться за помощью