Правомерное использование чужих товарных знаков в интернете


Опубликовано: 19.04.2019

Автор: Партнер бюро, адвокат Муса Русланович Абдурахманов


Бизнес на всех его уровнях для индивидуализации своих товаров и услуг используют товарный знак. Он позволяет привлечь внимание к продуктам компании, его производителю или продавцу. Такая индивидуализация позволяет сформировать узнаваемость на рынке, а также благоприятно способствует продвижению бизнеса.

Написать в WatsApp

Гражданский кодекс даёт определение товарному знаку как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, за которым признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.

Правообладателями ТЗ могут быть юр лица либо индивидуальные предприниматели.

Товарным знаком признаются словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации в любом цвете или цветовом сочетании. Кроме этого допускается использование фирменного наименования или отдельные его элементы в товарном знаке, однако фирменное наименование, использованное в товарном знаке, охраняется независимо. Те же правила применяются и к коммерческому обозначению.

Однако «использовать» товарный знак может и не его правообладатель, но только с определенными условиями.

В гражданском законодательстве закреплено, что: «Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».

Тем ни менее можно использовать зарегистрированный товарный знак, если цель его использования не схожа и не связана с деятельностью правообладателя. К примеру, рекламное агентство может использовать ТЗ организации, которая к ним обратилась, на своём сайте в списке своих клиентов.

Также организации по ремонту, какого либо оборудования могут использовать знаки производителей этого оборудования на странице своего сайта. Такое упоминание не нарушает законодательства по защите ТЗ, так как сервисная организация лишь доводит до своих клиентов информацию о своих услугах.

Использованием товарных знаков предлагаемых к продаже товаров интернет-магазинами представляется достаточно спорным вопросом. Так, буквенное наименование товарного знака может использоваться для указания ассортимента магазина.

Но при этом такой каталог должен быть однородным и одинаковым для своих брендов и брендов других правообладателей. Однако такая продукция должна быть легально приобретена магазином. Иначе не исключено, что продавца могут привлечь к ответственности за продажу контрафактного товара и незаконное использование товарного знака.

Более того, из судебной практики следует, что в случае подобного использования не лишним будет также указание на сайте правообладателя чужого ТЗ, производителя товара.
Что грозит нарушителям за незаконное использование товарного знака?

Правообладатель ТЗ может потребовать выплаты компенсации от 10 000 до 5 000 000 либо, потребовать возместить в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.


Профессиональную консультацию по вопросам, связанным с защитой исключительных прав на товарный знак, можно получить, связавшись с управляющим партнером бюро Юлией Александровной Лялюцкой по тел. +7 (903) 566-99-95, в WhatsApp или по эл.почте>>>


Обратиться за помощью