Во вражеский полон своим ходом

Последние несколько дней все информационное пространство заполнено новостями о том, что граждане России в массовом порядке пытаются покинуть (и покидают) страну, скупая билеты на все доступные рейсы, выезжая на автомобилях на территорию сопредельных государств и чуть ли не переходя границу пешком.

Такой ли спокойной и радужной представляется судьба выехавших из страны наших сограждан?

В условиях сложившейся внешне и внутриполитической обстановки считаем возможным в информационных и просветительских целях рассказать гражданам о такой процедуре, упомянутой в международном праве и используемой в ходе вооруженных конфликтов, как интернирование.

Тяжело ссылаться на международные акты, однако эти нормы и общедоступные сведения и правовые позиции международных судов позволят каждому для себя самостоятельно оценить сложившуюся ситуацию и перспективы ее развития.

Женевская конвенция от 12 августа 1949 года «О защите гражданского населения во время войны» в основе своей подтверждает права и свободы гражданского населения даже в условиях международного конфликта.

Любопытным, однако, является исключение, установленное ст. 5 данной конвенции.

Так, находящаяся в конфликте сторона имеет право не соблюдать указанные гарантии в отношении лиц, находящихся на ее территории, которые подозреваются в деятельности, враждебной для безопасности этого государства.

Аналогичное правило применяется на оккупированных территориях, если в отношении конкретного лица, задержанного, в том числе, по подозрению в деятельности, угрожающей безопасности оккупирующей державы.

По сути, это исключение как раз и допускает применение процедуры интернирования в отношении гражданских лиц, находящихся на таких территориях.

Что такое интернирование?

Согласно общедоступным сведениям (https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернирование ) под интернированием принято понимать принудительное задержание, переселение или иное ограничение свободы передвижения, устанавливаемое одной воюющей стороной для находящихся на её территории граждан другой воюющей стороны или для граждан другой воюющей стороны, находящихся на оккупированной первой воюющей стороной территории, или нейтральным государством для военнослужащих воюющих сторон. В некоторых случаях интернированием называется лишение свободы или переселение государством своих граждан, считающихся неблагонадёжными (обычно — во время войн).

В отдельных случаях такое принудительное ограничение может применяться и на территории нейтрального государства. Согласно международным принципам, в этом случае интернированию подлежат только военнослужащие воюющего государства.

Однако не исключено, что национальные власти нейтрального государства могут обращать своё внимание не только на военнослужащих, но и на въезжающих в страну отвечающих мобилизационным характеристикам граждан другого государства, как потенциально состоящих на военной службе.

Необходимо заметить, что сама процедура интернирования международными актами не регламентируется, решение о её применении и порядок реализации принимаются национальными властями самостоятельно.

Согласно общедоступным источникам  (https://ru.wikipedia.org/wiki/Интернирование) в прошлом интернированию на нейтральных территориях подвергались гражданские лица, граждане воюющего государства, которые расценивались как потенциально опасные и склонные к сотрудничеству с противником.

Целями интернирования в таких ситуациях принято считать: недопущение участия этих лиц в войне против находящегося в конфликте государства или же сохранение режима нейтралитета не участвующей в конфликте страны (так как разрешение на нахождение военнослужащих, оружия или военной техники одной из сторон на территории государства может рассматриваться другой стороной как участие в войне на стороне противника, то есть нарушение нейтралитета).

Если говорить коротко, то порядок интернирования заключается в помещении таких лиц в специально отведённой для них местности, которую им запрещается покидать.

На сегодняшний день в нашем распоряжении нет никаких свидетельств и доказательств, подтверждающих применение подобной процедуры в отношении гражданских лиц за последние годы.

Однако мы считаем необходимым и своевременным опубликовать такое разъяснение для удобства наших читателей.

Настолько ли страны, которые сегодня представляются нам дружественными или хотя бы нейтральными, устойчивы в своей «дружбе» с Россией? Есть ли гарантии того, что завтра руководство этих стран не изменит своего мнения и не сочтет, что все до единого российские граждане на их территориях представляют потенциальную угрозу и их надлежит изолировать?

Каждый волен делать выводы самостоятельно. А наша миссия – всего лишь рассказать обо всех возможных вариантах развития событий.

Обратиться за помощью