Внесудебное регулирование споров, медиация
Кто-то немного об этом слышал, другие что-то читали, а некоторые до сих пор путают её с «медитацией», при этом мало кто точно понимает её суть и особенности. И всё же, что такое «медиация»? И кто такой «медиатор»?
Медиация – это альтернативный способ разрешения спора с участием беспристрастного посредника — медиатора, который помогает сторонам совместными усилиями попытаться найти решение конфликта, которое будет отвечать интересам каждого из них.
Главное отличие медиатора от юриста/адвоката заключается в том, что медиатор, как посредник в урегулировании спора, работает с чувствами, эмоциями людей, а юрист или адвокат с правовыми позициями, при этом в процедуре медиатор всегда должен оставаться нейтральным, в отличие от правозащитника, который всегда представляет интересы одной из сторон.
Медиатор не вправе оценивать действия, поступки сторон, предлагать им какие-либо решения, давать советы, также посредник должен всегда помнить, что именно он ведёт процедуру и является её хозяином, а значит, он не должен позволять сторонам манипулировать собой, несмотря на все попытки перетянуть его на свою сторону.
Кодекс профессиональной этики адвоката разрешает ему заниматься деятельностью по урегулированию спора, в том числе в качестве медиатора.
Адвокат бюро Скопцова Катерина Андреевна, является профессиональным медиатором и выпускником АНО «Центра медиации и права», которое в свое методике обучения основывается на так называемом «понимающем подходе». Его основная суть сводится к тому, что перед медиатором ставится задача попытаться сначала понять истинные интересы каждой из сторон, а потом помочь людям, понять и услышать друг друга. Посредник, как бы «вычерпывая» конфликт по ложечке, разворачивает людей из позиции «друг против друга» на одну сторону против конфликта, тем самым побуждает их работать с проблемой сообща.
Не будет преувеличением сказать, что медиатор выступает переводчиком «с русского на русский», поскольку взаимные обиды, обостренные эмоции зачастую не позволяют людям понять друг друга и услышать истинное значение сказанных фраз.
Принципы медиации
— добровольность (никто не имеет право принудить участвовать в процедуре);
— строгая конфиденциальность (этот принцип распространяется как на медиатора, так и на стороны);
— нейтральность, беспристрастность (медиатор всегда занимает нейтральной положение по отношению к сторонам, чтобы каждый почувствовал себя безопасно, защищено и способствовало установлению доверия);
— открытость и прозрачность;
— равенство и равноправие сторон (медиатор не отдает предпочтение ни одной из сторон, они находятся для него в равной позиции);
— ответственность (стороны должны понимать, что именно они несут ответственность за принятое решение и за его исполнение);
— сотрудничество (важно, чтобы у людей была единая цель – решить конфликт и договориться);
— взаимное уважение.
Основные фазы медиации
* Медиация начинается со вступительного слова (речи) медиатора, в котором он приветствует стороны, кратко рассказывает о процедуре, уточняет цель встречи, тем самым, корректирует ожидания сторон, задаёт им уточняющие вопросы и даёт пояснения. Затем следует непрерывное время сторон (заявления сторон), когда каждый рассказывает о сути конфликта по его видению. Но это время является непрерывным только для сторон, но не для медиатора, который сразу же начинает активно работать, собирать информацию, при этом задаёт уточняющие вопросы, успокаивает, не даёт другой стороне оскорблять говорящего, «гасит» негативные эмоции и проявления.
* На второй фазе каждая из сторон высказывает важные для неё вопросы в рамках конфликтной ситуации. При этом медиатор должен не давать критично отзываться и оценивать вопросы другой стороны. После чего, на основании списков вопросов стороны совместными усилиями с помощью посредника формулируют общую повестку дня для обсуждения.
* Третья стадия является самой важной и посвящается непосредственной работе над конфликтом, каждая из сторон высказывает свою точку зрения по вопросам повестки дня. При активной работе со сторонами медиатор проясняет интересы каждого из них. А главное, уже на этой фазе посредник должен постараться нащупать общие точки соприкосновения, которые помогут в сближении людей и достижении договоренностей.
* На четвёртой стадии стороны с помощью медиатора предлагают и оценивают различные варианты решений их проблемы.
* После чего следует 5 фаза медиации — подписание медиативного соглашения, в котором отражаются все основные договоренности сторон и порядок их исполнения.
Данная стадия не является обязательной, особенно, если медиация прошла успешно, люди смогли договориться и готовы добровольно исполнять взаимовыгодные условия.
Это тот случай, когда морально взятые на себя обязательства исполняются с большей вероятностью и охотой, чем письменные соглашения.
В чём преимущество медиации перед судебным разрешением спора?
- Решение в процессе медиации принимают сами участники, что способствует его добровольному и эффективному исполнению, при этом решение, принятое судом, с которым сторона (или стороны) не согласна, исполняется с трудом, а иногда вовсе не может быть фактически исполнено.
- Медиация помогает найти всеобъемлющее решение на разных уровнях конфликта, судебный спор охватывает, как привило, только часть проблемы, находящейся в рамках правового поля.
- Цель медиации – поиск согласия, достижение договоренностей и удовлетворение интересов каждой из сторон, при судебном решении спора, как правило, достигается удовлетворение интересов только одной стороны (и то далеко не всегда);
- Строгое соблюдение конфиденциальности (на что нельзя в полной мере рассчитывать при судебном споре, учитывая публичность большинства судебных процессов);
- Экономия времени. Попытаться разрешить конфликт посредством медиации возможно за 1-3 встречи, судебный процесс в среднем занимает несколько месяцев, а в некоторых случаях может длиться годами.
- Экономия на судебных расходах, нет необходимости тратиться на госпошлину, оплату услуг эксперта, специалистов, нотариуса, почтовые отправления др.;
- Обстановка, место, регламент и длительность процедуры медиации могут быть определены индивидуально исходя из пожеланий сторон.
- Возможность восстановления нормальных отношений между людьми и сохранения их на будущее.
На сегодняшний день область применения медиации очень широка, процедура может помочь разрешить:
— семейные, трудовые, жилищные, наследственные конфликты;
— имущественные и коммерческие споры, в том числе в сфере бизнеса: между директорами, представителями компаний, партнёрами, учредителями, акционерами;
— споры при реализации крупных проектов, в том числе строительных;
— споры в банковской и страховой сфере;
— конфликты в сфере нарушения прав потребителей
— споры, связанные с авторским правом и интеллектуальной собственностью;
— межличностные конфликты между родителями и детьми, супругами, родственниками и друзьями;
— конфликты в школе;
— споры;
— конфликты в уголовной сфере (в некоторых случаях, в частности при рассмотрении дел с участием несовершеннолетних) и др.
Для проведения медиации в бюро есть уютная переговорная, где приятная обстановка, удобная мебель и аромат вкусного кофе позволят вам почувствовать себя спокойной, комфортно и безопасно, а медиатор Скопцова Катерина приложит все усилия, чтобы вы смогли прийти к конструктивному решению спорного вопроса.