ru
Generic selectors

Отказы в выдаче КЭР. Практика

На сайте РИА «Стандарты и качество» размещена третья статья экологического проекта, выпущенного совместно с Бюро НДТ для делового журнала «Business Excellence» — Зеленые проекты: возможности для развития, повышения конкурентоспособности и устойчивости бизнеса. Ниже приводим нашу часть статьи.

Любое право обратиться за разрешительной документацией к государству идет рука об руку с правом самого государства отказать в ее выдаче. Экологическое регулирование не стало исключением. Как уже отмечалось, порой отказы в согласовании ППЭЭ и выдаче КЭР связаны с нарушениями порядка обращения со стороны самих заявителей или несоблюдением формальных требований к оформлению документов.

Однако это ­всё-таки взгляд со стороны государства. Бизнес оценивает в первую очередь результат и возможные негативные последствия. «КЭР нет, что делать?»

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержит прямого указания на возможность обжалования отказов в выдаче КЭР. Такое право заявителей предусматривали некоторые законопроекты, но ни один из них всю необходимую процедуру еще не прошел. Это не значит, что обращение в суд невозможно. Любое решение государства можно обжаловать, если оно затрагивает права и обязанности лица, обратившегося за судебной защитой.

Если вы внимательно читали статью в предыдущем выпуске, то с легкостью ответите, какие именно права предприятия могут быть нарушены необоснованным отказом в выдаче КЭР: отсутствие разрешения на выбросы/сбросы загрязняющих веществ влечет применение повышенного коэффициента при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Поэтому права на судебную защиту предприятия лишены быть не могут, даже при отсутствии специального указания на такую возможность в законе. В случае если предприятие обратилось за выдачей КЭР, однако получило необоснованный отказ или сроки выдачи КЭР необоснованно затягиваются, всегда есть возможность воспользоваться классическими методами защиты нарушенных прав.

Одним из таких способов является обращение в суд с заявлением об оспаривании отказа в выдаче КЭР или же, если никакого ответа вы так и не получили, с заявлением о понуждении к выдаче КЭР.

В первом случае по вашему заявлению суд даст оценку соответствию поданных документов и сведений требованиям статьи 31.1. Федерального закона «Об охране окружающей среды», а во втором — ​сроков оказания государственной услуги.

На заре формирования нового экологического регулирования серьезное опасение практикующим юристам внушал тот самый открытый список требований к оформлению заявки на КЭР. Такая простая формулировка «и иная информация» для нашего брата всегда является свидетельством того, что к заявителю могут предъявить дополнительные требования, о которых он пока не знает.

Написать в WatsApp

Однако несколько лет активного правоприменения смогли удивить даже скептиков.

Так, в части разрешения требований о понуждении к выдаче КЭР судебная практика еще не сформировалась (хотя, по мнению многих юристов, это должна была быть самая популярная категория дел), что однозначно свидетельствует как минимум об отлаженной процедуре рассмотрения заявок.

Что касается заявлений о признании отказа в выдаче КЭР незаконным, мы сегодня видим около двух десятков дел, рассмотренных различными судебными инстанциями.

Для меня, как практикующего адвоката, самым удивительным при изучении этих судебных актов является тот факт, что порядка 90% судебных решений вынесены в пользу заявителей. Это поймут те, кто хоть раз выступал в суде против государственных органов. Такая статистика свидетельствует о беспрецедентной поддержке бизнеса со стороны судов.

Но не стоит обольщаться. За этой статистикой совершенно невозможно увидеть и оценить тот колоссальный объем работы, который проделали предприятия и юристы при подготовке обращения в суд.

Легким такой спор можно назвать, только если причиной отказа в выдаче КЭР явилась орфографическая ошибка, допущенная при заполнении заявки. В остальных случаях от всех участников судебного процесса требуется серьезная экспертиза в вопросах экологического нормирования. А самое главное — ​способность донести свои знания и выводы до суда, который точно не обладает специальными познаниями в указанной сфере.

Я обратилась к своим старым публикациям об обжаловании отказа в выдаче КЭР. Несколько лет назад, когда судебная практика по данной теме отсутствовала в принципе, разумным подходом к разрешению возникающих проблем представлялось обращение с запросами и за разъяснениями в государственные органы: Минприроды России, Рос­природнадзор, Минпромторг России. Такие обращения помогали сформировать позицию для суда, надлежащим образом оформить документы для заявки, сформулировать вопросы к экспертам-­экологам.

Сегодня картина выглядит немного иначе. Количество различных разъясняющих писем государственных органов огромное. Многих замечаний и последующих отказов в выдаче КЭР можно избежать, если знать и уметь обращаться с разъяснениями Минприроды России, Рос­природнадзора, посещать бесплатные вебинары Бюро НДТ и грамотно выбирать консалтинговые компании.

Если размышлять логически и иметь в виду возможность получения отказа в выдаче КЭР, то предприятиям надо успеть подать заявки уже в первом полугодии 2024 г.
Прогнозировать, что государство продлит срок выдачи КЭР, рискованно даже для антикризисных менеджеров. Более реалистичной видится картина пополнения бюджета за счет наложенных штрафов и повышения коэффициента платы за негативное воздействие.


Заказать юридическую помощь по получению комплексного экологического разрешения или услуги адвоката по оспариванию отказа в выдаче КЭР, Вы можете связавшись с управляющим партнером бюро, адвокатом Юлией Лялюцкой по тел. +7 (903) 566-99-95, в WhatsApp или по эл.почте>>>

Бюро работает: пн.-пт. с 09:30 до 20:00, сб. с 11:00 до 15:00.


Обратиться за помощью