Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности
О, сколько чудесных мнений и долженствований прозвучало за последние дни вокруг событий на Кавказе, которые вызвали сильное потрясение в обществе. Подливает масла в огонь не самая оперативная и скупая информация от государственных органов следствия, их рядовых работников и руководителей, которую для граждан вольно интерпретируют работники СМИ.
Если б было доверие только последним, я бы уже безраздельно верила, что положение чрезмерно серьезное и на Эльбрусе организационно орудует ОПГ, целью которой еще при ее создании являлась продажа билетов на восхождение, а после — программа испытаний и лишение жизни беспечных туристов. Не это ли наущение журналистов повести всех по ложному следу без доказательств, научного подхода, лишь установление определенных рамок и стремление запереть читателей в выстроенных шаблонах. Может все не настолько ясно и однозначно, а в использовании информации стоит исключать манипуляции сознанием граждан?
Реальная трагедия этого дела, безусловно, трогает сердца. Но, как человек, стоявший на том же самом склоне в тот же день, я предлагаю убрать условности, опустить вилы и включить мозги. На официальную версию, диктуемую СМИ, можно посмотреть и иначе.
И, конечно, важно добавить: обещаю быть исключительно юристом в данной заметке, учитывать законодательство и теоретизировать в соответствии с нормой права, которая у нас установлена, а не по ситуации — в ином порядке.
Итак, статья 238 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусматривает уголовное преследование за оказание услуг, создающих угрозу и не отвечающих требованиям безопасности жизни, а также здоровья потребителей.
Квалифицирующими признаками преступления в этом случае является совершение такого деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, а также наступление последствий и угрозы в виде тяжкого вреда жизни и здоровью либо смерти человека (ч. 2 ст. 238 УК РФ), двух или более лиц (в составе ч. 3 статьи 238 Уголовного Кодекса РФ), независимо от факта первоначальной цели.
Со стороны Верховного суда РФ на тему подобного правонарушения есть только один судебный документ — очень скромное постановление-инструкция Пленума от 2019 года. Прецеденты из работы судов нижестоящих инстанций по таким делам в основном касаются таких сфер, как производство, хранение и перевозка спиртосодержащей продукции либо товаров, выполнение установки газобаллонного оборудования, а также выполнение работ или оказание услуг низкого качества с нарушением требований пожарной безопасности на производстве. Возможные обвинения и санкции вообще не о том, это иные случаи. В Пленуме же можно отметить два важных руководящих указания:
Вопрос вины
Данная норма подразумевает наличие умышленной формы вины, то есть обвиняемый должен был до совершения рассматриваемого преступления ясно осознавать явную общественную опасность своих неправомерных действий (бездействия), предвидеть возможность или неизбежность начала наступления общественно опасных последствий работ и желать их наступления или сознательно допускать их/относиться безразлично к правам и безопасности других. На примере оказания услуг, предоставления либо сбыта товаров покупателю можно разъяснить, что умыслом виновного (индивидуального предпринимателя) должно охватываться несоответствие услуг, проведение которых было согласовано по договору, требованиям стандартов безопасности. Потому что они угрожают безопасности и здоровью окружающих людей.
Еще проще: на старте своей работы (коммерческой деятельности, производства) обвиняемый должен был сказать себе и возможным соучастникам дела: «Да, мой действительный “продукт” не учитывает и не соответствует условиям безопасности, нормам розничного сбыта товаров и продукции, хранения. Вот они. Я это понимаю и все равно инициирую продажу программы, и также буду делать свою работу на протяжении последующих лет, пусть это незаконно и не будет соответствует принципам морали. Не могу пообещать прекратить этим заниматься».
Теперь о самом интересном — о требованиях безопасности
Тот же Пленум говорит нам, что решение суда (приговор) по статье 238 УК РФ должен содержать отсылку к конкретным и точным документам с нормами безопасности предоставления товаров, продукции, выполнении работ или оказании услуг.
Действительно никакого запрета, специального нормативно-правового акта, регулирующего безопасность оказания услуг в туристической сфере, нет, как и понятия, что под собой подразумевает их нарушение или неоказание должным образом. Такие ограничения не предусмотрены постановлениями ни Верховным, ни Конституционным судом.
Также нет документа, который обязывает учитывать потребности туристов и получать гидов надлежащее образование.
ФЗ «Об основах туристской деятельности в России» (ст. 14) позволяет выделить для оценки возможной уголовной ответственности следующие требования и особенности оказания ряда туристских услуг.
Для оказания услуг удовлетворительного качества, т.е. соответствующих требованиям ФЗ, нужно:
- предоставить услуги инструкторов-проводников от организации в соответствии с обязательствами, если организуемые ею путешествия связаны с прохождением пользователями в процессе маршрутов повышенной опасности (например, представители организации могут подвигнуть туристов, осуществляющих поход, посещать горную и труднопроходимую местность, спелеологические и водные объекты, другие опасные районы и др.).
- незамедлительно информировать заинтересованные лица, специализированные государственные службы по обеспечению безопасности туризма, администрацию или прочие членские советы о ЧП, произошедших с туристами во время перевозки или/и прохождения маршрутов, представляющих реальную повышенную опасность. Недонесение информации может привести к уголовной ответственности и к лишению свободы организаторов, если их вина будет доказана представителями прокуратуры и судом.
При этом необходимо учитывать, что норма ответственности по ст. 7 указанного закона требует от самих туристов соблюдения дисциплины, то есть выполнения во время путешествия обычных норм личной безопасности.
Вопрос квалификации инструкторов-проводников туристических организаций раскрывается в ст. 1 указанного положения: это профессионально подготовленное лицо, сопровождающее туристов и обеспечивающее их безопасность при прохождении туристских маршрутов, во время каких-либо кризисов в дороге. Это канон, который должен соблюдаться в рамках системы: квалифицированный инструктор — турист.
Вопрос взаимодействия со специальными службами раскрывается также в Постановлении Правительства РФ от 03.03.2017 N 252 «О некоторых вопросах обеспечения безопасности туризма в Российской Федерации». Согласно предписанию, предусмотрено обязательное уведомление о маршрутах передвижения, проходящих по труднодоступной местности, санитарным зонам, водным, горным, спелеологическим и другим объектам не позднее чем за 10 дней.
Других требований в законе нет. Нарушать нечего. И на этом всё. Как говорит один известный журналист, выводы делайте сами. Кодифицировать обычаи, анализировать доступную законодательную базу, искать закономерности — ваше право.
П.С. А как горный турист, я бы очень не хотела, чтобы за мои мечты и желания ответственность и наказание, да еще такое суровое, уголовное, несли те люди, которые стояли со мной бок о бок на склоне. Ведь риск наш абсолютно равнозначен.
Управляющий партнер Бюро, адвокат Юлия Лялюцкая
Если Вам необходима квалифицированная юридическая помощь по вопросам ответственности за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, Вы можете записаться на консультацию, связавшись с нами по телефону +7 (495) 748-00-32 или направив свое обращение через форму обратной связи.