Расторжение госконтракта
Принцип Калберта для контрактов:
Самое роковое упущение не будет замечено,
пока все стороны не подпишут контракт.
Законы Мэрфи для юристов. Артур Блох.
Как расторгнуть госконтракт без негативных последствий для своей компании?
Кто смел, тот и …
Если для государственного заказчика расторгнуть контракт не представляет проблем, то для исполнителя, по мнению многих, этот шаг исключен. Да и исполнители, пройдя сложную процедуру участия в конкурсе и заключения контракта, редко задумываются о самой возможности его расторжения.
Зато заказчиком такая возможность используется регулярно и является чем-то сродни санкции, применяемой к недобросовестным или неугодным исполнителям.
На сегодняшний день закон предусматривает 3 способа расторжения государственного контракта (ч. 8 ст. 95 ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг»):
— по соглашению сторон;
— по решению суда;
— в одностороннем порядке.
Последний вариант закреплен законодательно сравнительно недавно (хотя судебная практика одобряет его использование заказчиком уже давно) и дает возможность заказчику, в случае существенного нарушения исполнителем условий контракта (например, сроков), расстаться с таким исполнителем без особых проблем.
Головокружение от успехов
Зачастую условия для нарушения контракта создаются самим заказчиком, а исполнитель, имея своей целью только исполнение контракта и потому, не допуская самой возможности «неблагоприятного развития событий», лишь «собирает претензии» и «следует указанию».
Возьмем, к примеру, популярную ныне IT-сферу, когда предметом госконтракта является создание некой программы или сайта для выполнения государственных функций. Как показывает практика, технические задания чаще всего списаны с аналогичных контрактов из совершенно другой сферы государственных отношений, весьма условны и схематичны.
Однако на стадии заключения контракта только пять из 100 исполнителей озвучат заказчику дополнительные вопросы. И хорошо, если один из этой сотни, потребует разъяснений в письменном виде.
Аналогичные проблемы выявляются в ходе исполнения государственных контрактов в сфере проектирования и строительства. ТЗ в 95 % случаев не отражают то, что хочет получить заказчик. Как следствие хромает смета: применяются неправильные коэффициенты, обязательные виды работ упущены, смета недостоверна.
Оценивая итоги работы…
К чему приводит такая халатность? К кровопролитным боям на стадии сдачи работы, когда каждая из сторон говорит на своём языке, называя зачастую различными терминами одно и то же действие алгоритма.
В итоге стороны подписывают около десятка протоколов разногласий. Исполнитель при этом уверен, что раз он выполнил львиную долю работы, расторгнуть с ним контракт просто невозможно. В реальность происходящего ему верится только, когда проект передается другому участнику конкурса, а исполнитель оказывается в реестре недобросовестных контрагентов.
Как добиться принятия выполненных работ? Как не допустить одностороннего расторжения контракта? Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)?
Начиная выполнять работу, думайте о её сдаче заказчику
Вот некоторые из советов адвокатов Бюро, которыми можно воспользоваться еще на стадии заключения контракта:
- Всегда письменно уточняйте каждый спорный момент технического задания.
- Если, исходя из задания, есть несколько алгоритмов его исполнения, которые дают сходный результат, уточните — какой результат устроит заказчика.
- Каждый ответ заказчика, будь то разъяснение задания, продление срока сдачи работ для устранения недостатков или перенос начала или приемки работ по желанию заказчика, — должен быть оформлен в письменном виде. Позаботьтесь об этом.
- В случае возникновения противоречий при приемке работ обязательно требуйте отразить возражения исполнителя в протоколе.
- Если состав самой комиссии, созданной для приемки работ, кажется Вам ненадлежащим, предвзятым, неквалифицированным отметьте это в протоколе, а затем направьте письменную претензию заказчику.
- Запомните, на стадии судебного разрешения спора все эти бумаги позволят Вам обосновать правильность своих доводов и защитить свою компанию.
Примечание! Если вся это переписка кажется Вам сложной (Вы привыкли делать дело, а не упражняться в оттачивании эпистолярного жанра), позовите на помощь специалиста – адвоката или юриста по тендерному праву – он знает, как все сделать так, чтобы избежать проблем на завершающей стадии.
И овцы целы…
Если для вашей компании настал тот момент, когда всё идет к расторжению контракта, и меньшей из зол будет неприменение к вам санкций, установленных законом и контрактом, то Ваша тактика – нападение.
Мало кто всерьез рассматривает предусмотренную законом возможность исполнителя расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке. Между тем, опыт наших адвокатов показывает, что та из сторон, которая первой заявит о существенном нарушении ее прав, займет наиболее крепкую позицию.
Стоит, однако, отметить, что исполнители зачастую не хотят выступать с подобными требованиями, надеясь уладить всё миром. И заказчик до последнего поддерживает их в этом заблуждении. Такая тактика губительна для компании.
Даже если Вы уверены в надежных деловых связях с государственным заказчиком и его лояльности к Вашей компании, не поленитесь, поинтересуйтесь объективным мнением юриста, специалиста по тендерному праву, возможно, он посоветует предпринять какие-то предварительные меры для укрепления вашей позиции и подготовки доказательств на случай обращения в суд.
Возможно, по этой теме Вам будет интересно узнать:
- О помощи адвоката при госзакупках
- О защите по уголовным делам из госконтракта
- О прибыли из госконтракта
Получить правовую оценку конфликта, возникшего между Вашей компанией и государственным или муниципальным заказчиком, а также разработать план дальнейших действий для защиты Вашей компании и ее деловой репутации, можно, связавшись с управляющим партнером бюро Юлией Александровной Лялюцкой по тел. +7 (903) 566-99-95, в WhatsApp или по эл.почте>>>