ru
Generic selectors

Что будет, если компания не планирует получать КЭР?

Во второй статье проекта, выпущенного совместно с Бюро НДТ и РИА «Стандарты и качество», адвокат Бюро Юлия Лялюцкая выступила в роли этакой бабы Яги, которая, как известно, против любых нововведений.

Полный текст статьи «Требования промышленного и экологического законодательства РФ к крупным предприятиям» с комментариями адвоката размещен на сайте РИА «Стандарты и качество».

В выдержке ниже управляющий партнер Бюро Юлия Лялюцкая ответит на самый животрепещущий вопрос бизнеса: «Что будет, если компания не планирует получать КЭР?»

У любого представителя бизнеса, даже не имеющего отношения к предприятиям I категории, может возникнуть вопрос: а что, если компания не желает получать комплексное экологическое разрешение, оформлять и выполнять политику повышения экологической эффективности?

На первый взгляд, ответственность за осуществление хозяйственной и/или иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, без комплексного экологического разрешения (статья 8.47 КоАП РФ) является достаточно скромной: штраф для должностных лиц — ​от 4 тыс. до 10 тыс. руб., для юридических лиц — ​от 50 тыс. до 100 тыс. руб.

Однако не следует забывать главное: от обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотренной статьей 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» в рамках новой экологической политики государства, никто не освобожден.

Правила исчисления и взимания платы за НВОС установлены Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 г. № 881, Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 г. № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», а также пунктом 5 статьи 16.3 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Не вдаваясь в подробности исчисления таких платежей, отметим главное. Устанавливая обязательные для применения коэффициенты (от 0 до 100), законодатель декларирует своей целью стимулирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и/или иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.

Проще говоря, если предприятие принципиально не желает принимать участия в реализации новой экологической политики, то за свое решение до поры до времени оно будет отвечать руб­лем.

Написать в WatsApp

Хотелось бы сказать, что препятствовать ведению бизнеса при условии внесения платы за НВОС с повышающими коэффициентами никто не будет. Но с юридической точки зрения такое утверждение не совсем верно.

Так, Гражданским кодексом РФ предусмотрена возможность запрещения деятельности предприятий, создающих опасность причинения вреда, в том числе окружающей среде (статья 1065 ГК РФ).

Согласно пункту 2 указанной нормы, если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или ­прекратить соответствующую деятельность.

Положениями статьи 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что вред представляет собой негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

Постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» определено, что нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий.

Таким образом, следующим этапом реализации экологической политики государства станет именно принудительное прекращение деятельности тех предприятий, негативное влияние на окружающую среду которых не соответствует требованиям в области ресурсной эффективности и охраны окружающей среды.

И такие дела, пусть на данный момент достаточно немногочисленные, в судебной практике уже существуют.


Заказать юридическую помощь по получению комплексного экологического разрешения или услуги адвоката по оспариванию отказа в выдаче КЭР, Вы можете связавшись с управляющим партнером бюро, адвокатом Юлией Лялюцкой по тел. +7 (903) 566-99-95, в WhatsApp или по эл.почте>>>

Бюро работает: пн.-пт. с 09:30 до 20:00, сб. с 11:00 до 15:00.







Обратиться за помощью