Ответственность за нарушение «карантинных» мер

С 13 апреля в г. Москве вводится пропускной режим. Жители города должны перед выходом из дома оформить электронный пропуск, который будет подтверждать соблюдение правил передвижения по городу в период повышенной готовности.

Возникает много вопросов, как это будет реализоваться и, вообще возможно ли такая система пропусков? Стоит отметить, что за нарушение правил, введенных в период пандемии, в КоАП РФ уже были внесены дополнения, которые также устанавливают ответственность за нарушение пропускного режима.

Написать в WatsApp

У многих граждан возникли обоснованные сомнения, насколько законны новые ограничения и санкции без введения режима ЧС в стране. Однако такие возмущения никак не влияют на обязанность соблюдения введенных норм.

Как это обычно бывает на практике, наказание за нарушение новой нормы в законодательстве сопровождается совершением ошибок, а порой и злоупотреблениями со стороны уполномоченных должностных лиц. В результате подобные ошибки приводят к тому, что к ответственности привлекают невиновных людей.

Давайте рассмотрим основные статьи, по которым будут применены административные меры в период «карантина».

1 апреля вступила в силу статья 20.6.1. КоАП РФ и была дополнена статья 6.3 КоАП РФ частью 2 и 3. Веденные изменения предусматривают ответственность за невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения и нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершенные в период установленного режима ЧС или при угрозе её возникновения. 

За что все-таки привлекают к ответственности?

По ст. 20.6.1. КоАП РФ будут привлекать граждан, которые не соблюдают установленный режим самоизоляции и другие правила, предписанные в регионе в период режима повышенной готовности.

На сегодняшний день в Москве запрещено свободное передвижение граждан по городу, а также организация каких-либо общественных мероприятий в помещениях и на улице. За нарушение подобных правил граждан, организации и индивидуальных предпринимателей будут привлекать к ответственности по ст. 20.6.1. КоАП РФ.

Ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1. КоАП РФ предусмотрена в виде предупреждения или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 30 000 рублей, на лиц, на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 30 000 до 50 000, на юридических лиц от 100 000 до 300 000 рублей.

Часть 2 данной статьи предусматривает ответственность за повторное совершение такого правонарушения, а также за действия предусмотренные ч. 1, повлекшие причинение вреда здоровью или имуществу в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 15 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц от 300 000 до 500 000 рублей или дисквалификацию на срок от одного до трех лет, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица от 500 000 до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридических лиц  от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Практика показывает, что уполномоченные органы и суды в разных регионах нашей страны применяют санкции за нарушение правил режима повышенной готовности граждан по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Подобное происходит из-за ошибочного или намерено неправильного толкования закона. 

В федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» раскрывается понятие ограничительных мер и профилактических мер, что позволяет должностным лицам при определенных правовых навыках привлекать граждан за прогулку в период режима повышенной готовности по статье, предусматривающей ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Однако такие действия со стороны уполномоченных лиц не могут считаться законными, так как ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ устанавливает наказание за нарушение предписания (ограничительных, профилактических мер) лицу или конкретным категориям людей.

По большей мере данная статья применима к лицам, у которых выявлен вирус или которые имеют подозрение на инфекцию. Например, лица, нарушавшие режим самоизоляции, после прибытия из зарубежных стран, либо при назначении карантина в мед учреждении и др. Такую же позицию разъяснял заместитель главы комитета Государственной думы по госстроительству и законодательству Рафаэль Марданшин.           

Но на деле мы видим, что сейчас в стране существует большое разногласие в толковании данных статей. Казалось бы, какая разница для граждан, по какой статье их привлекать, но ответственность по ч. 2 ст. 6.3. КоАП РФ куда выше, чем по ч. 1 ст. 20.6.1.

Так, например, ошибочно может быть назначен штраф в размере от 15 000 до 40 000 рублей вместо штрафа от 1 000 до 30 000 рублей.

Кто уполномочен применять меры ответственности?

Для того, чтобы в регионах начали применять нововведенные статьи КоАП, местные власти должны утвердить круг должностных лиц, которые будут уполномочены привлекать к ответственности по данным статьям.

Кроме этого между региональными чиновниками и Министерством внутренних дел РФ должно быть утверждено соглашение, по которому местные власти передают часть полномочий сотрудникам МВД. Это даст правоохранительным органам право привлекать к ответственности граждан за нарушения правил, установленных в период повышенной готовности.

Соглашение между МВД России и правительством Москвы было утверждено 7 апреля Председателем Правительства. 4 апреля мэр Собянин утвердил круг должностных лиц, которые будут осуществлять контроль за надлежащим исполнением среди организаций и индивидуальных предпринимателей правил поведения при чрезвычайной ситуации или её угрозе, а также выявления правонарушения и привлечений к административной ответственности нарушителей по статье 20.6.1. КоАП РФ.            

В перечень уполномоченных организаций вошли: 

                  
— объединение административно-технических инспекций города Москвы
— департамент торговли и услуг города Москвы,
— префектура административных округов города Москвы
— московская административная дорожная инспекция
— департамент образования и науки города  Москвы
-государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы

Что же делать, как же быть?

Суды по всей стране требуют детального разъяснения по таким административным делам. Этим занимается сейчас Верховный суд, который собирает наиболее популярные вопросы по данной теме. Пока не установится четкий правовой порядок, гражданам следует опасаться различных трактовок от должностных лиц и ставить под сомнение правильность составления в отношении них административных протоколов.    

Конечно, тем, кто не связан с правом или юриспруденцией будет тяжело разобраться в новом законодательстве. Во избежание негативных ситуаций, лучше всегда заблаговременно проконсультироваться со специалистом. Пусть это и будет стоить определенной суммы, но вы будете точно понимать, как действовать в обновленном правовом поле и не стать жертвой произвола.    


Если Вам необходима квалифицированная помощь адвоката, который поможет Вам с процедурой обжалования штрафов за нарушение режима самоизоляции, Вы можете записаться на консультацию, связавшись с управляющим партнером бюро Юлией Александровной Лялюцкой по тел. +7 (903) 566-99-95, в WhatsApp или,направив нам письмо на эл. почту>>>

Бюро работает: пн.-пт. с 09:30 до 20, сб.- с 11 до 15.


Обратиться за помощью