ru
Generic selectors
Post Type Selectors

Риски при выполнении госзадания


Опубликовано: 28.03.2019
Автор: Управляющий партнер, адвокат Юлия Лялюцкая


Бюджетный кодекс РФ предусматривает особую статью расходования бюджетных средств – выделение субсидии на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Такие субсидии выдаются бюджетным и автономным учреждениям их учредителем. Порядок оформления и получения субсидии абсолютно понятен и логичен для участников этих процессов.

Львиная доля вопросов к адвокату возникает в ходе исполнения и приемки государственного задания.

Особо ценный рубль

Как метко подметили ученые, бюджетный рубль в России сегодня имеет особую ценность. Практика адвокатов Бюро в сферах, близких бюджету, полностью подтверждает этот довод.

В силу повышенной значимости всё развитие бюджетного законодательства сегодня направлено на совершенствование государственного аудита эффективности использования таких средств.

Ответственность

Полномочия по аудиту эффективности исполнения госзадания осуществляют счетные палаты субъектов и муниципальных органов, а также федеральная счетная палата.

По итогам контрольных мероприятий, выявивших неправильное использование бюджетных средств, к получателям субсидий на выполнение госзадания могут быть применены следующие виды ответственности:

– административная и уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств;

– обязанность по устранению причин и условий нарушению бюджетного законодательства в случае неэффективного использования средств субсидии, например: возвращение в бюджет предоставленных средств; привлечение виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

При этом стоит отметить, что закон не содержит критериев эффективности использования бюджетных средств. Чаще всего неэффективность выявляется путем простого сравнения цен на аналогичные товары/услуги, или пересчета объема товаров, услуг, действительно необходимых для целей учреждения.

Нецелевое использование бюджетных средств предполагает возможность привлечения к уголовной ответственности в случае подтверждения крупного размера – 1,5 млн. рублей или особо крупного размера – 7,5 млн. рублей.
Примечательно, что крупный и особо крупный размеры может образовать расходование бюджетных средств по различным статьям сметы. Таким образом, выявление 5 фактов «нецелевки» по 301 000 рублей каждый уже образует состав преступления.
Доказывание факта причинения ущерба при этом не требуется.

Об ущербе

Отдельного внимания в рамках данной темы заслуживает вопрос взыскания суммы ущерба с руководителя учреждения. К таким мерам сама организация (в лице нового руководства) или её учредитель могут прибегать не только в случае установления нецелевого или неэффективного расходования бюджетных средств.

Однако в рамках расходования субсидии на госзадание такая мера приобретает особую значимость.
В практике Бюро встречались дела, когда за взысканием ущерба от действий директора учреждение обращалось в условиях принятия исполнения госзадания и отказа в возбуждении уголовного дела по факту нецелевого расходования бюджетных средств.

Одно из таких дел описано тут>>>

В теории, безусловно, правовая перспектива есть и в таких делах. Однако объем доказывания для истца и его представителя существенно шире.

Что же с рисками?

Риски при выполнении государственного задания проявляются как раз в случае выявления неэффективного и/или нецелевого использования бюджетных средств.

После вынесения контролирующим органом представления об устранении нарушений бюджетного законодательства дело развивается чрезвычайно быстро. И учреждению приходится защищать свои интересы сразу в нескольких инстанциях.

Губительной в этой ситуации является позиция руководства и/или бухгалтерии в духе «нам бояться нечего, мы ничего не сделали», которая приводит к бездействию или пассивной защите. Даже если вы действительно не сделали ничего противозаконного, проверяющий орган уже принял иное решение. На этом решении будет построено административное или уголовное дело.

Квалифицированная защита с привлечением адвоката, инициированная на стадии следствия, уже будет не столь эффективна.


Если Вам необходима квалифицированная юридическая помощь по оспариванию представления счетной палаты, привлечения к административной ответственности, а равно защита по уголовному делу о нецелевом расходовании бюджетных средств, Вы можете связаться с управляющим партнёром Юлией Лялюцкой по тел.: +7 (495) 748-00-32, в WhatsApp или направив отсюда эл. письмо>>>
Бюро работает: пн.-пт. с 09:30 до 20:00, сб.- с 11:00 до 15:00.