ru
Generic selectors
Post Type Selectors

Главный принцип экологического законодательства – загрязнитель платит

Четвертая статья совместного проекта издания РИА “Стандарты и качество”, Бюро НДТ и Адвокатского бюро города Москвы “Щеглов и Партнеры” посвящена самому важному принципу экологического законодательства: “Загрязнитель платит”. В ней мы, как истинные адвокаты, постарались разобрать историческую подоплеку данного принципа и ее влияние на современное законодательство.

Написать в WatsApp

Итак, экологическая политика не только России, но и мира, основывается на принципе «Загрязнитель платит», который подразумевает, что все расходы по предотвращению и ликвидации экологического вреда должны быть возложены на природопользователя, который нанес этот вред.

Бытует мнение, что такой подход к экологическому регулированию был разработан только в 1972 году Международной организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Однако по словам французского историка окружающей среды Жана-Батиста Фрессоза вопросы финансовой компенсации экологического вреда поднимались еще в 19 веке в процессе индустриализации и фактическая основа современного регулирования была задумана самими производителями.

В начале XX века в Европе стали появляться научные труды, касающиеся последствий промышленной революции. Особенно интересны идеи английского экономиста Артура Сесила Пигу, изложенные в работе «Экономика всеобщего благосостояния» (1932).

В этой работе Артур Пиго анализирует в том числе очень простые жизненные ситуации, сравнивая стоимость… домашней стирки в одном из наиболее загрязненных промышленных городов Англии начала века – Манчестере и относительно чистом Харрогейте. Так в ходе исследований выяснилось, что в индустриальных центрах, заводы которых работали на угле, запах дыма от производства был настолько силен, что пропитывал развешенную после стирки одежду, и именно это обуславливало дополнительные затраты населения таких городов на стирку.

Таким образом экономист наглядно проиллюстрировал, что побочный продукт экономической деятельности отрицательно сказывается на благосостоянии населения. Для устранения подобных «провалов рынка», Артур Пиго предлагал ввести налог, равный стоимости издержек на ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду и перераспределять полученные средства лицам, чья деятельность имеет своей целью устранение таких последствий (например, разработчикам лекарств и вакцин).

В 1960 году теория Пигу подверглась критике со стороны будущего лауреата Нобелевской премии по экономике Рональда Гарри Коуза. По его мнению, первопричина проблемы возмещения экологического вреда заключалась в отсутствии права собственности на воздух и воду. При условии распределения таких прав, считал ученый, любой собственник будет иметь мощный стимул для эффективного использования собственного ресурса. А значит, достижение цели оптимального качества окружающей среды будет достигнуто в ходе экономического обмена между участниками рынка, при минимальном участии государства.

Управляющий партнер АБ г. Москвы "Щеглов и партнеры", адвокат Юлия Лялюцкая
Управляющий партнер АБ г. Москвы “Щеглов и партнеры”, адвокат Юлия Лялюцкая

Теорема Коуза была признана рациональной, но оказалась бы малоприменимой при большом количестве собственников природных ресурсов, а также при трансграничном переносе загрязнения и прогнозировании будущих последствий загрязнения.

В современном виде теория регулирования загрязнения была сформулирована уже  через 4 года американским ученым Алленом Найзом. В своих работах Найз обращал внимание на два существенных аспекта экологического регулирования.

Во-первых, именно он предложил ввести дифференцированные платежи за негативное воздействие, а именно за сброс сточных вод, а регулятору передать право контроля за качеством воды и корректировки экологических платежей для достижения оптимального качества водной среды.

Второй яркой идеей Найза явилась теория вторичного использования отходов. В те годы государством активно поощрялось использование именно первичных материалов, как способ обеспечения быстрого экономического роста.

В Соединенных Штатах даже существовали субсидии, часто в форме снижения налогов, которые способствовали добыче полезных ископаемых. Такая государственная поддержка обеспечивала более низкую цену товаров, произведенных за счет первичных ресурсов, и препятствовала использованию при производстве переработанных материалов.

Найз настаивал, что отходы имеют для производства не меньшую ценность, чем первичные ресурсы.

За свою идею дифференцированных платежей за негативное воздействие, которая легла в основу экологического законодательства США, Аллен Найз был прозван сумасшедшим академиком, торгующим лицензиями на загрязнение.

В 70-х годах XX века Томас Крокер и Джон Дейлс независимо друг от друга разработали концепцию торговли правом на загрязнение в фиксированном объеме, которая позднее стала известна как «торговля квотами» или «торговля разрешениями» в отношении воздуха (1966) и воды (1968). Для этого регулятор устанавливает верхний предел массы выбросов определенного вещества в целом по отрасли за отведенный период времени. Затем для каждой единицы выбросов выпускается разрешение (квота), которая распределяется между предприятиями-источниками негативного воздействия бесплатно или продается им с аукциона.

И вот наконец, спустя почти 100 лет экономических исследований в сфере экологии, под эгидой ОЭСР был сформулирован современный принцип «загрязнитель платит».

Содержание данной концепции в документах ОЭСР отражается следующими положениями:

 – цена на товар должна отражать расходы на уменьшение загрязнения и достижение лучшего распределения ресурсов;

 – субъект, осуществляющий загрязнение, должен нести расходы по осуществлению мер, принятых государственными властями для обеспечения того, чтобы окружающая среда находилась в приемлемом состоянии;

 – недопустимо выделение субсидий, которые создадут значительные диспропорции в международной торговле и инвестициях.

В вопросах рисков, связанных со случайным загрязнением окружающей среды, принцип «загрязнитель платит» подразумевает, что владелец источника опасности должен нести издержки по обеспечению надлежащих мер для предупреждения и контроля случайного загрязнения окружающей среды от данного источника.

Анализируя описанные выше исторические труды, можно отметить, что отдельные идеи каждой научной теории так или иначе нашли своё отражение в современном правовом регулировании, в том числе и в Российской Федерации.

Согласно экологической доктрине Российской Федерации принцип «загрязнитель платит» является одним из главных экономических механизмов, обеспечивающих рациональное природопользование в условиях рынка.

Нормативно он закреплен в абз. 7 ст. 3 Закона об охране окружающей среды в качестве принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

А его содержание раскрыто Конституционным Судом РФ, отметившим, что данный принцип «выражается в обязательном финансировании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воз­действия».

Забегая вперед, отмечу, что в России за загрязнение платят не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и простые граждане. Но об этом мы расскажем уже в следующем выпуске…


Заказать юридическую помощь или получить консультация по вопросам экологических нарушений и защиты по административным делам Вы можете связавшись с управляющим партнером бюро, адвокатом Юлией Лялюцкой по тел. +7 (903) 566-99-95, в WhatsApp или по эл.почте>>>

Бюро работает: пн.-пт. с 09:30 до 20:00, сб. с 11:00 до 15:00.