|
Главная > Услуги > Юридическая помощь по госзакупкам > Прибыль из госконтракта
Категория: Размышления адвокатов или мысли вслух Есть ли прибыль из госконтракта?Сегодня новостные ленты пестрят сообщениями о привлечении исполнителей по госконтрактам к ответственности: гражданской за причиненные убытки или в силу неосновательного обогащения, уголовной, по большей части за договорное мошенничество. Из историиНе секрет, что создание новой контрактной системы в Российской Федерации преследовало одну из фундаментальнейших целей – сделать невозможным мздоимство и «договорные» конкурсы. 44-ФЗ и 223- ФЗ применяются уже достаточно давно, чтобы с уверенностью говорить о недостижении таких высот правоприменения. И тогда мы пойдем другим путем![]() И вот на фоне этой действительности вполне разумно и гармонично выглядит политическая воля «исключить недобросовестное расходование бюджетных средств» любыми другими доступными способами. Несколько веков назад способы были гораздо суровей. Мне часто во время следственных действий вспоминается приметный и показательный диалог Петра I и генерал-прокурора Павла Ягужинского. Так, желая покончить с воровством из казны и мздоимством, государь повелел Павлу Ивановичу Ягужинскому составить следующий указ: «Что если кто и на столько украдет, что можно купить веревку, тот без дальнейшего следствия, повешен будет». И возможно, будь такой указ издан, повода для сегодняшней статьи у нас не возникло. Но генерал-прокурор был истинным дипломатом и усмирил пыл государя одним единственным емким ответом: «Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором один, без служителей и подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более и приметнее, нежели другой». Это было фиаско в деле сохранения бюджетных средств. Ради воли высшей в лепешку расшибу(сь)Сегодня причастных к растрате бюджетных средств вешать не принято. Однако фабула и содержание большинства уголовных дел, проистекающих из госконтрактов, заставляют шевелиться волосы на голове. Я сейчас не оспариваю ценность и неприкосновенность бюджета. И да, я не защищаю ни систему, ни её нарушителей в целом. Защищаю я только своих доверителей и исключительно по конкретным делам, и здесь эти дела разбирать не намерена. Но к сожалению, единицы уголовных дел имеют адекватный состав. В большинстве из них логика сводится к тому, что… исполнитель по госконтракту не имеет права получать прибыль. Любая разница между себестоимостью товара/услуги и ценой контракта расценивается правоохранителями минимум как договорное мошенничество. Почём фунт лиха?Причиной появления такого неточного и нелогичного умозаключения и усиленного его преумножения путем возбуждения всё новых и новых уголовных дел могут быть только отголоски коммунистического воспитания в духе гонения на капитализм. Между тем, капитализм стал частью нашего общества. Частью, которая обеспечивает изрядные поступления в бюджеты всех уровней. И с точки зрения именно капитализма себестоимость товара/услуги для исполнителя контракта не может быть равна цене контракта. Помимо очевидных затрат на создание или приобретение продукта любой поставщик имеет следующие статьи расходов:
Учить матчасть не зря желалиОдним из принципов современной контрактной системы является принцип обеспечения конкуренции и участия в конкурсе заинтересованного лица. Коль скоро мы говорим, что участником закупки может быть любое юридическое лицо, вне зависимости от организацонно-правовой формы и формы собственности (ч. 4 ст. 3 44-ФЗ), мы понимаем, что конкуренция и заинтересованность могут быть обеспечены только целью извлечения прибыли для исполнителя (80 % из которых составляют коммерческие организации). При этом законодатель старательно избегает упоминания слова «прибыль» в 44-ФЗ. Так, отсылка к «обычной прибыли» идет только в ст. 22 44-ФЗ, устанавливающей методы определения начальной (максимальной) цены контракта. Однако на одном этом основании говорить о преступности извлечения прибыли исполнителем неправильно. Если обратиться к иным нормативным актам, то даже для гособоронзаказа Постановлением Правительства РФ установлен предельный уровень прибыли при расчете цены на продукцию: 20 % - для продукции своего производства, и 1 % для перепродаваемой продукции. Вся контрактная система имеет своей целью обеспечить поставки качественных товаров, работ и услуг для государственных нужд со стороны квалифицированных специалистов. Рынок не может быть альтруистичным, как ни крути. Есть ли другие способы защиты бюджета?Как ни странно, есть. Так, например, ст. 9 44-ФЗ предусматривает принцип профессионализма заказчика. То есть, заказчик должен обеспечить наличие надлежащих теоретических знаний и практических навыков у своих сотрудников, работающих в сфере закупок. И именно заказчик несет ответственность за повышение квалификации таких сотрудников. А статья 12 того же закона устанавливает персональную ответственность должностных лиц заказчика за соблюдение контрактного законодательства. И вывод из этих норм напрашивается очень простой. Обязанность и ответственность за определение начальной (максимальной) цены контракта лежит на заказчике (статья 22). Заказчика в силу указанных выше норм должны представлять профессионалы контрактной системы, чьи действия обусловлены персональной ответственностью. Очевидно, что в первую очередь ответственность за неправильное, некачественное определение цены контракта ложится именно на сотрудников заказчика. Но ни в одном деле из моей практики (ни в арбитражных, ни в уголовных) нет информации о проведении должностной проверки, о привлечении такого сотрудника к ответственности. В основном потому, что подписантом конкурсной документации является высшее должностное лицо заказчика. Зато из простого математического действия «цена контракта» минус «себестоимость продукта» рождается либо иск о взыскании неосновательного обогащения, либо уголовное дело. И итогом таких гонений станет результат, совершенно обратный целям контрактной системы. Профессиональные участники рынка откажутся от участия в государственных закупках, желая исключить риски необоснованного привлечения к ответственности. А резкое уменьшение количества желающих выполнить государственный заказ приведет к завышению цен и снижению качества поставляемых товаров, работ, услуг… Читайте также:
Если Вам необходима квалифицированная юридическая помощь по госконтрактам, Вы можете записаться на консультацию, связавшись со Старшим управляющим партнёром Адвокатского Бюро г. Москвы «ЩЕГЛОВ и ПАРТНЁРЫ», Почётным адвокатом РФ ЩЕГЛОВЫМ Юрием Анатольевичем по тел.: +7 (495) 748-00-32 или направив отсюда эл. письмо>>> |
- Уголовный адвокат
- Гражданский адвокат
- Адвокат по семейным спорам
- Личный (семейный) адвокат
- Адвокат: наследство
- Адвокат: арбитражные споры
- Адвокат: раздел имущества
- Бизнес-адвокат
- Налоговый адвокат
- Адвокат по земельным спорам
- Адвокат: тендерное право (госзакупки)
- Адвокат: споры в сфере Интернет-услуг
- Адвокат: выкуп арендованной недвижимости
- Адвокат: оспаривание кадастровой стоимости
- Адвокат: исполнение решений судов
- Юридические консультации
- Юридический полис
- Юридическая экспертиза
- Миграционные услуги
- Абонентское обслуживание компаний
- Налоговое планирование
- Проведение due diligence
- Защита деловой репутации
- Российское усыновление
- Оспаривание отцовства
- Защита прав потребителей
- Пересмотр приговоров в Верховном суде РФ
- Отмена условного осуждения и снятие судимости
- Адвокат для потерпевшей стороны
- Адвокат по экономическим преступлениям
- Защита по делам о взятках
- Сопровождение сделок с недвижимостью
- Помощь адвоката за рубежом
Позвоните нам:
+7 (495) 748-00-32
Напишите нам письмо:
info@advokats.ru
Или приезжайте в офис:
Москва, ул. 8-го Марта,
дом 1, стр. 12, оф. 4
Бизнес-центр «Трио», корп. 1.
Присоединяйтесь к нам:
© 1998 - 2013 Aдвокатское бюро "Щеглов и партнеры". Все права защищены.
Разработка сайта - Kastoom