Картельный сговор на торгах


Опубликовано: 14.03.2019
Автор: Управляющий партнер Бюро, адвокат Юлия Лялюцкая


Картель: шайка бизнесменов. (с) Леонард Луис Левинсон

Исторически картелью называли простейшую форму монополистского объединения, члены которого сохраняли финансовую самостоятельность. Развитие мирового рынка привело к введению в антимонопольном законодательстве ряда запретов в отношении картельных соглашений. Целью таких запретов традиционно является обеспечение свободы рыночных отношений. Для сферы закупок товаров и услуг для государственных нужд законодатель также сформулировал подобный запрет для целей сохранения конкурентного порядка формирования цены при проведении торгов.

Относительно госконтрактов под картелью понимается соглашение между хозяйствующими субъектами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

Форма реализации очевидна: сговор участников закупки или участника(ов) и представителей заказчика для управления ценой лота.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Выявлением административных правонарушений и картельных сговоров на торгах традиционно занимается антимонопольный орган.

Как показывает практика адвокатов Бюро, проверка ФАС на предмет картельного соглашения проводится обычно уже при наличии у проверяющего органа определенных изобличающих доказательств.

Кровью подписывать не обязательно

Как они могут быть получены? Из средств массовой информации, от другого участника закупки, от представителя заказчика или любого «неравнодушного лица»; могут быть выявлены правоохранительными или государственными органами в ходе иных проверок и предоставлены в ФАС. Источник такой информации принципиально значения не имеет.

На что действительно стоит обратить внимание, так это на доказательную базу антимонопольного органа. Так, по мнению антимонопольных органов, картельное соглашение может быть заключено как в письменной, так и устной форме. Тогда доказательствами являются сам текст соглашения или соответствующая переписка сторон в первом случае, либо аудиозаписи и свидетельства очевидцев во втором.

О факте сговора также могут свидетельствовать…

После получения информации о сговоре, целью антимонопольного органа является проверка и подтверждение таких сведений. Что проверяют? Внутренние документы компании, соглашения с контрагентами, переписку, поручения сотрудникам.

Если речь идет о сговоре между участниками закупки, то в ходе проверки стремятся выявить взаимосвязи таких компаний: прямую или косвенную аффилированность; наличие договорных обязательств (соглашения о сотрудничестве, партнерские и дилерские договоры); факт заемных отношений между учредителями и/или компаниями.

По практике сговор может быть также подтвержден направлением заявок от разных участников с одного IP-адреса, идентичностью текстов заявок. Даже пассивное поведение в ходе закупки одного из участников и отсутствие у него реального экономического интереса может быть расценено как свидетельство согласованного поведения.

Об ответственности

За картельный сговор лицо может быть привлечено к административной ответственности в течение года со дня вступления в силу решения комиссии антимонопольного органа, устанавливающего факт нарушения.

По практике по указанной категории дел штраф на юридических лиц налагается исходя из максимального возможного размера, т.е. ½ от начальной стоимости предмета торгов.

Самое печальное, что компании, оспаривая решение антимонопольного органа в судебном порядке, редко уделяют внимание порядку формирования штрафных санкций. И только в суде апелляционной инстанции пытаются оспаривать именно его размер. Как правило, получают отказ.

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

    Если в результате картельного сговора государству или организациям был причинен крупный или особо крупный ущерб, вступившие в сговор лица могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Для этих целей Уголовный кодекс РФ определяет сравнительно невысокую планку крупного и особо крупного размеров: более 50 миллионов и более 250 миллионов рублей соответственно.

Вот это суммы!

    Для сферы государственных закупок такие суммы действительно являются сравнительно небольшими. В первую очередь потому, что сегодня ущерб в уголовном деле определяется очень топорно, без оценки всех условий и тех.заданий государственного контракта.

Так, если предметом контракта являлась купля-продажа и 3-хлетнее техническое обслуживание 100 автомобилей, то правоохранители, определяя сумму ущерба, скорее всего, вычтут из цены контракта стоимость 100 автомобилей на момент его заключения. Стоимость расходников, запчастей на 3 года техобслуживания, заработная плата мастеров и содержание мастерской и оборудования могут быть не учтены. Так, из рыночной стоимости качественных услуг родится «настоящее» уголовное дело.

О тактических хитростях

Необходимо отметить, что сама ст. 178 УК РФ «Ограничение конкуренции» применяется правоохранительными органами не часто. Очевидно в силу того, что в ходе следствия придется устанавливать и доказывать факт заключения соглашения, ограничивающего конкуренцию.

Гораздо «проще» применить ст. 159 УК РФ «Мошенничество», под которую сейчас недобросовестные стражи порядка подгоняют практически любые нарушения.

Не «картельщик», так мошенник!

Примечательно, что для дел о мошенничестве порог крупного и особо крупного ущерба в разы ниже: 3 миллиона и 12 миллионов рублей соответственно. Таким образом, действия, которые в рамках ст. 178 УК РФ не подпадают в границы уголовной ответственности, например, с ущербом 15 миллионов рублей, по делу о мошенничестве могут «тянуть» на 10 лет лишения свободы.

Этим объясняется практически нулевая статистика уголовных дел по ограничению конкуренции, и тысячи дел о мошенничестве в сфере госконтрактов.

Подробнее об это читайте в статье адвоката по уголовным делам Артема Александровича Лиляка «Защита по уголовным делам из госконтракта ».

О ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

В делах о картельном сговоре разумнее всего привлекать адвоката еще на первых стадиях проверки антимонопольным органом. Зная, как именно представители ФАС доказывают сговор, какие именно документы трактуют против участников закупки, адвокат постарается не допустить формирования негативной доказательной базы.

Вне зависимости от того, по какой статье возбуждено уголовное дело: о мошенничестве в сфере госзакупок или об ограничении конкуренции, участие адвоката в нем с самых первых следственных действий (допросов, обысков, выемок) позволит сформировать правильную тактику защиты и представить следствию доказательную базу в интересах участников госзакупки, а не оперативников, рвущихся выполнить план по раскрытию.


Если Вам требуется юридическая помощь по делу об ограничении конкуренции на торгах или в рамках уголовного дела из госзакупок, Вы можете связаться с управляющим партнером бюро, адвокатом Юлией Лялюцкой по тел. +7 (903) 566-99-95, в WhatsApp или по эл.почте>>>

Бюро работает: пн.-пт. с 09:30 до 20:00, сб.- с 11:00 до 15:00.


Обратиться за помощью