У любой проблемы всегда есть одно свойство. Ее можно решить.

+7 (495) 748-0032

Практика


Категория: Практика
Раздел: Советы бизнес-адвоката
Опубликовано: 26.12.2013
Автор: Томорская Александра Валериевна.


Договор франчайзинга:
на какие положения российского законодательства необходимо обратить внимание иностранному правообладателю?


Договор франчайзингаПонятие франчайзинга происходит от французского глагола franchir – переходить и существительного franchise – льгота, привилегия.

Франчайзинг представляет собой передачу предпринимателю (франчайзи) права пользования брендом и концепцией бизнеса. Это право предоставляется на определённых условиях, за определенную плату и ограничено со стороны правообладателя (франчайзера).

В условиях растущего рынка в Российской Федерации франчайзинг получил широкое распространение. В самом деле, для франчайзера возмездная передача права на пользование его брендом экономически целесообразна, так как позволяет расширить рынок сбыта, поддержать известность и узнаваемость на рынке, увеличить прибыль за счёт получения сервисной платы. В свою очередь, для франчайзи договор франчайзинга удобен тем, что франчайзи получает в пользование готовый бренд, технологию, рекламную поддержку, и всё это при снижении предпринимательского риска.

В Российской Федерации договор франчайзинга регулируется Главой 54 Гражданского кодекса РФ и именуется договором коммерческой концессией. В рамках данной статьи понятия «франчайзинг» и «коммерческая концессия», «франчайзер» и «правообладатель», «франчайзи» и «пользователь» будут использоваться как взаимозаменяемые. При заключении данного договора сторонам необходимо принять во внимание положения данной Главы; особенно это актуально для иностранных правообладателей - франчайзеров.

Российское правовое регулирование франчайзинга, хотя в целом отражает принятую в мировой практике концепцию, имеет ряд особенностей и требований, несоблюдение которых может повлечь недействительность договора (или отдельных его условий) и, как следствие, невозможность сторон защитить свои права по договору. Именно поэтому к нам, в Адвокатское Бюро обращаются и иностранные правообладатели, и российские потенциальные пользователи с поручением произвести анализ проекта договора с точки зрения соответствия российскому законодательству о франчайзинге. Проекты договоров разрабатываются, как правило, юристами в стране правообладателя и отражают положения данной страны о данном институте права, а также международные тенденции. Накопленный в ходе многолетней работы с иностранными проектами договоров франчайзинга опыт позволяет нам сделать некоторые обобщённые рекомендации иностранным правообладателям, планирующим развивать франчайзинговые отношения в российском правовом поле.

В соответствии со ст.1027 Гражданского кодекса РФ, «По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).»


1. Заключение договора коммерческой концессии.
Начнём с общих положений о заключении договоров. Во многих предоставленных нам проектах не было адекватно отражено, кто именно подписывает договор от имени российского пользователя, а указано неконкретное authorized officer. Мы крайне рекомендуем проверить полномочия лица, подписывающего любой юридический договор: индивидуальный предприниматель должен быть зарегистрирован в установленном законом порядке; генеральный директор ООО или АО при подписании договора должен соблюдать все ограничения, наложенные Уставом организации, например, о крупных сделках, и любые другие установленные ограничения; лицо, не являющееся генеральным директором, должно обладать действующей доверенностью от организации. Более того, сам факт регистрации организации должен быть проверен установленным образом. В случае, если договор заключён неуполномоченным лицом или от имени несуществующей организации, он не порождает прав и обязанностей для этой организации. Однако, всех этих рисков легко избежать. Адвокаты Бюро окажут содействие правообладателям в установлении факта регистрации организации-потенциального контрагента и проверят полномочия лица, подписывающего договор.


2. Регистрация договора коммерческой концессии.
В соответствии с ч.2 ст.1028 Гражданского кодекса РФ, договор коммерческой концессии подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности — Роспатенте. При несоблюдении этого условия договор считается ничтожным. Обращаем внимание правообладателей, что сложившаяся деловая практика возлагает сопровождение процесса регистрации, или как минимум контроль за этим процессом, на правообладателя. Мы не рекомендуем начинать исполнение договора франчайзинга до окончания процесса регистрации.
Следует помнить о требованиях ст.1036 Гражданского кодекса РФ о регистрации в том же порядке любых изменений к договору.

Адвокаты Бюро "Щеглов и Партнёры" оказывают услуги по сопровождению регистрации договора коммерческой концессии в Роспатенте, содействуют в переводе договора на русский язык, в оплате государственных пошлин и других необходимых процедур.


3. Недействительность договорного освобождения правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю

  • Анализ отдельных условий договора коммерческой концессии (франчайзинга).


Международная практика отношений франчайзинга позволяет зафиксировать в договоре так называемую idemnity — освобождение правообладателя от требований по искам, предъявляемым к пользователю в связи с его деятельностью по исполнению договора франчайзинга на его территории. Иностранный правообладатель должен учитывать, что в РФ данное положение договора ничтожно в силу ст. 1034 Гражданского кодекса: «Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору коммерческой концессии. По требованиям, предъявляемым к пользователю как изготовителю продукции (товаров) правообладателя, правообладатель отвечает солидарно с пользователем.»


4. Недействительность отказа от преимущественного права пользователя на заключение договора коммерческой концессии на новый срок.
Право пользователя на заключения договора коммерческой концессии на новый срок на тех же условиях предусмотрено ст.1035 Гражданского кодекса РФ (условия, впрочем, могут быть изменены по соглашению сторон). Если правообладатель отказал пользователю в заключении договора коммерческой концессии на новый срок, но в течение года со дня истечения срока договора с ним заключил с другим лицом договор коммерческой концессии на тех же условиях, пользователь вправе потребовать по своему выбору в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору и/или возмещения убытков (ч.2 ст.1035).

Это право пользователя и корреспондирующая ему обязанность правообладателя является наиболее частым предметом консультаций иностранных правообладателей с адвокатами. Как избежать необходимости сохранить пользователю те же условия? И как при этом избежать ответственности при отказе продлить договор с прежним пользователем и заключении договора с новым пользователем на тех же условиях в течение года после отказа? Насколько «те же» должны быть условия?

Действующее законодательство не даёт прямого ответа на вопрос об идентичности условий и оставляет решение вопроса об их интерпретации на усмотрение судов. Господствующая правовая доктрина выделяет среди условий, которые должны быть идентичными, такие, как сервисная плата, территория, комплекс исключительных прав и метод их использования. Следует признать, что данный вопрос остаётся дискуссионным. Надеемся, что создание судебной практики по этому вопросу либо развитие законодательства в будущем прояснит этот вопрос.

Учитывая сказанное, адвокаты Бюро "Щеглов и Партнёры" окажут содействие в юридическом снижении рисков наступления последствий, предусмотренных в ч.2 ст. 1035.


5. Соблюдение требований о защите персональных данных.
В сферах предпринимательской деятельности, связанных с оказанием услуг, правообладатели зачастую намерены включить с договор условие о сборе и передаче им персональной информации о клиентах/потребителях. Данные положения договора могут быть признаны действительными только при соблюдении законодательства о защите персональных данных, а именно, ФЗ «О персональных данных». Указанный закон является современным, тщательно проработанным нормативным актом. Он отражает основные положения документа, регулирующего право граждан стран ЕС на защиту персональных данных, — директивы 95/46/ЕС «О защите физических лиц применительно к обработке персональных данных и свободном движении таких данных».

Для договоров франчайзинга наиболее актуальны положения ст. 9 (необходимость получение согласия лица на сбор и обработку его персональных данных) и ст. 12 (требования при трансграничной передаче персональных данных) ФЗ «О персональных данных». Адвокаты Бюро составляют текст статей договора, касающихся персональных данных, которые отвечают требованиям российского законодательства в этой сфере.


6. Недействительность ограничения на оспаривание прав на торговую марку.

В соответствии со сложившейся международной практикой правообладатель по договору франчайзинга может требовать запрета на оспаривание его торговой марки пользователем по тому же договору. Однако, данное условие по российскому законодательству является ничтожным: ч.1 ст.46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод; ч.3 ст.4 Арбитражного процессуального кодекса РФ устанавливает недействительность отказа от обращения в суд.

Это, пожалуй, наиболее противоречивый момент в франчайзинговых отношениях: правообладатель рискует оказаться в ситуации оспаривания собственной торговой марки пользователем, превратившимся в конкурента. Однако, Антимонопольный комитет РФ работает над составлением методических указаний по лицензированию интеллектуальной собственности, которое, будем надеяться, сделает передачу и использование торговых марок более защищённым и комфортным для правообладателя.

К числу новейших проблем франчайзинговых отношений, и не только международных, следует отнести вопрос действительности договорного ограничения прав правообладателя на использование комплекса прав на территории, закрепленной за пользователем, через интернет. Другими словами, если правообладатель передал права пользователю для использования на определённой территории, имеет ли правообладатель право использовать эти же права через интернет, который не имеет территориальной принадлежности? Может ли договор содержать запрет на реализацию прав правообладателя через интернет? Ни судебная практика, ни правовая доктрина не даёт определённого ответа. Справедливости ради отметим, что в других странах с развитым правовым институтом франчайзинга также нет единого законодательно оформленного мнения по этому вопросу.

И в заключение несколько слов о выборе применимого права и суда, рассматривающего споры по договору. Мы предпринимаем все юридически возможные предосторожности, чтобы у наших доверителей не возникло необходимости обращаться в суд за защитой своих интересов по любому договору, в том числе, международному. Тем не менее, мы рекомендуем включать в любой международный договор арбитражную оговорку, причем, не допускающую двоякого толкования. Вопрос о выборе применимого права и суда, которому стороны передают будущие гипотетические споры по договору является настолько индивидуальным, комплексным и многоаспектным, что мы находим целесообразным посвятить этому вопросу отдельную статью.

Получить юридическую консультацию по вопросам, возникающим в связи с заключением и исполнением договора коммерческой концессии, а также получить консультацию опытного бизнес-адвоката можно, связавшись со Старшим управляющим партнёром Адвокатского Бюро г. Москвы «ЩЕГЛОВ и ПАРТНЁРЫ» Щегловым Юрием Анатольевичем по т.: +7 (495) 748-00-32, +7 (985) 767-94-86 или направив отсюда эл. письмо>>>

Позвоните нам:

      +7 (495) 748-00-32


Напишите нам письмо:

      info@advokats.ru


Или приезжайте в офис:

      Москва, ул. 8-го Марта,
      дом 1, стр. 12, оф. 4
      Бизнес-центр «Трио», корп. 1.

Присоединяйтесь к нам:
       Мы на facebook Мы в instagram

© 1998 - 2017 Aдвокатское бюро "Щеглов и партнеры". Все права защищены.
Разработка сайта - Kastoom

Карьера в Бюро | Контакты | Карта сайта